Нефертити: не родись красивой

Загадки, необъяснимые с точки зрения официальной науки. Другой взгляд.
Аватара пользователя
Елена Шишловская
Хозяйка
Сообщения: 1153
Зарегистрирован: 28.07.2007, 12:08
Контактная информация:

Нефертити: не родись красивой

Непрочитанное сообщение Елена Шишловская »

Имя Нефертити давно стало нарицательным. Если хотят отметить красоту девушки, ее сравнивают с этой египетской правительницей. Кстати, с древнеегипетского «Нефертити» переводится как «красавица грядет»
Кстати, знаете ли вы, что древняя красавица напоминала современного панка? — Чтобы носить огромную корону, она брила голову, а в каждом ухе у нее было по две серьги!
Жила Нефертити давно: в 14-м веке до нашей эры, то есть 3400 лет назад. Она была женой фараона Аменхотепа-IV. Супруги прослыли большими реформаторами, поскольку основали новую столицу Египта Арман и пытались распространить среди подданных свою собственную религию.

Красавица Нефертити стала супругой царя Аменхотепа IV еще при жизни его родителей — фараона-солнце Аменхотепа III и "великой царской супруги" Тейе, неординарный ум, властность и мудрость которой были "притчей во языцах" на всем древнем Востоке. В одном из дипломатических писем, написанного клинописью на глиняной табличке царем государства Митанни, располагавшегося в Малой Азии, фараону Аменхотепу IV говорится: "Все, о чем говорил я твоему отцу, известно матери твоей Тейе. Никто другой не знает этого, и ты можешь об этом спросить свою мать?" К одному из праздников Аменхотеп III подарил жене воистину царский подарок: потрясающую красотой и богатством летнюю резиденцию — дворец Малькатта, рядом с которым находилось огромное искусственное озеро, засаженное лотосами, с ладьей для прогулок царицы. Удостаивавшаяся почестей, недоступных другим египетским царицам, Тейе была обожествлена еще при жизни и оказывала колоссальное влияние на супруга и детей.

Изображение
Необычность фараона во всём. Он родился уродцем. Современные медики, глядя на изображения фараона, в один голос признают у него весьма редкую болезнь — прогрессивную липодистрофию, когда происходит постепенное и неостанавливаемое перераспределение подкожного жира с верхней части туловища в нижнюю. Первый же взгляд на фигуру юноши поражает: длинная вытянутая голова, впалые щёки, тонкая удлинённая шея, узенькие плечи, большой обвисший живот и распухшие, толстые женственные бёдра на тонких ножках. И это не изощрённость художника и не карикатура. Это подлинные черты, которые фараон требовал изображать, будучи уверенным в своём космическом происхождении…
В течение долгого времени египтологи предполагали, что по своему происхождению Нефертити не была египтянкой, хотя ее имя, переводящееся как "Пришедшая красавица" исконно египетское. Однако сегодня известно, что ее родителями были египтяне: вельможа Эйе и его супруга Тии были родственниками царицы Тейе и происходили из среды провинциального жречества из города Коптоса. Упоминание о подобном родстве отнюдь не льстило бы царице. Тии в официальных надписях именовалась всего лишь "кормилицей Нефертити, великой супруги царя", в то время как Мутноджемет, младшая сестра Нефертити, имевшая статус придворной дамы, открыто именовала Тии матерью.

Вместе со своим супругом Нефертити правила Египтом около двадцати лет. Тех самых двух десятилетий, которые ознаменовались небывалой для всей древневосточной культуры религиозной революцией, поколебавшей самые устои древнеегипетской сакральной традиции и оставившей очень неоднозначный след в истории страны: на смену культам богов предков волей царственной четы пришел новый государственный культ Атона — животворящего солнечного диска. Вместе со старинными религиозными устоями исчезли и канонические правила древнеегипетского искусства; пройдя через годы утрированного реализма, искусство времени Эхнатона и Нефертити родило те шедевры, которые были обнаружены в мастерских Ахетатона.

Сегодня, рассуждая о роли, которые играли в обществе египетские царицы, многие видят, прежде всего, золото и экзотичную пышность восточного гарема. На самом деле многое обстояло несколько иначе. "Гарема" в классическом понимании этого слова не существовало, младшие царицы жили в своих отдельных резиденциях рядом с дворцом. Те же, кого тексты именуют "Владычица Верхнего и Нижнего Египта", "великая супруга царская", "супруга Бога", "Украшение царя", были, прежде всего, верховными жрицами, вместе с царем участвовавшими в храмовых службах и ритуалах, и своими действиями поддерживавшими Маат — мировую гармонию. Для древних египтян, каждое новое утро — это повторение изначального момента сотворения вселенной Богом. Задача царицы, участвующей в богослужении, — умиротворить и умилостивить божество, красотой своего голоса, неповторимым очарованием своего облика, звуком систра — священного музыкального инструмента. Недосягаемый для большинства смертных женщин статус "великой супруги царской", обладавшей большой политической властью, основывался именно на религиозных устоях.

Нефертити, одно из имен которой — Нефернеферуатон — означало "Прекрасны совершенства Солнечного диска", играла важную роль в событиях своего времени. Она была живым воплощением животворящей силы солнца, дарующей жизнь. В Гемпаатоне и Хутбенбене — больших храмах бога Атона в Фивах ей возносили молитвы; ни одно из храмовых действ не могло происходить без нее, залога плодородия и процветания всей страны. "Она проводит Атона на покой сладостным голосом и прекрасными руками с систрами, — говорится о ней в надписях гробниц вельмож-современников, — при звуке голоса ее ликуют". Одновременно, будучи воплощением грозной богини Тефнут, львиноголовой дочери Солнца, карающей преступивших законы, Нефертити порой изображалась с палицей (!), повергающей восставших врагов Египта.

Запретив культы традиционных богов и, прежде всего, вселенского Амона — владыки Фив, Аменхотеп IV, сменивший свое имя на "Эхнатон" — "Действенный дух Атона", и Нефертити основывают Ахетатон — "Горизонт Атона", свою новую столицу. Объем работ был огромен. Одновременно возводились храмы Атона, дворцы, здания официальных учреждений, склады, дома знати, жилища и мастерские. Выбитые в скальном грунте ямы наполняли почвой, а затем в них сажали специально привезенные деревья — ждать, пока они вырастут здесь, было некогда. Словно по волшебству среди скал и песка вырастали сады, плескалась вода в прудах и озерах, поднимались ввысь стены царского дворца, подчиняясь царскому приказу. Здесь жила Нефертити.

Обе части грандиозного дворца были обнесены кирпичной стеной и соединялись монументальным крытым мостом, перекинутым через дорогу. В центре крытого перехода находилось "окно явлений", в котором царь и царица появлялись во время торжественных церемоний награждений вельмож. К жилым зданиям царской семьи примыкал большой сад с озером, павильонами. Стены были украшены росписями: гроздья лотосов и папирусов, вылетающие из водоемов болотные птицы, сцены жизни Эхнатона, Нефертити и их шести дочерей. Роспись полов имитировала водоемы с плавающими рыбками и порхающими вокруг птицами. Широко применялась позолота, инкрустация плитками фаянса и полудрагоценных камней. Никогда еще в египетском искусстве не появлялись произведения, столь живо демонстрирующие чувства царственных супругов. Нефертити с супругом сидят с детьми; Нефертити болтает ногами, взобравшись мужу на колени и придерживая рукой маленькую дочь. На одном из рельефов, обнаруженном в Ахетатоне, запечатлен кульминационный момент этой идиллии — поцелуй Эхнатона и Нефертити. На каждой сцене обязательно присутствует Атон — солнечный диск с многочисленными руками, протягивающими царственной чете символы вечной жизни.

Наряду с интимными сценами в дворцовых садах, в гробницах вельмож Ахетатона сохранились и другие эпизоды семейной жизни царя и царицы — уникальные изображения царских обедов и ужинов. На стульях с львиными лапами сидят Эхнатон и Нефертити, рядом — приехавшая с визитом вдовствующая царица-мать Тейе. Около пирующих стоят украшенные цветами лотосов столики с яствами, сосуды с вином. Пирующих развлекает женский хор и музыканты, суетятся слуги. Три старшие дочери — Меритатон, Макетатон и Анхесенпаатон присутствуют на торжестве.

Одна лишь Меритатон участвует в сцене парадного выезда родителей в город: воспользовавшись тем, что родители увлеклись беседой, девочка подгоняет тростью и так уже мчащуюся лошадь. Вся та щедрость таланта, с которой художники выполнили эти удивительные рельефные композиции, дает нам уникальную возможность хотя бы на мгновение почувствовать реальную атмосферу, окружавшую царя и царицу, живших три тысячи четыреста лет тому назад. Эта умопомрачительная цифра становится еще менее реальной, когда смотришь на краски сохранившихся росписей, которые, кажется, еще только вчера закончил живописец.

Однако сама религиозная реформа — суть жизни солнечной четы — простыми египтянами принята не была. Поправший устои предков царь оказался в изоляции, окруженный восхвалениями и лестью "новой знати" — вельмож, обязанных реформатору своим фантастическим возвышением порой из самых низших слоев общества. Древняя религия, всегда являвшаяся основой египетской цивилизации, продолжала существовать в подполье. Даже в самом Ахетатоне, в своих домах простые горожане продолжали почитать Исиду, Беса, Таурт — хранителей дома, материнства, семейного благополучия. О крайне неоднозначном отношении к царю и царице в обществе говорит поразительная находка — модель царской колесницы, запряженная обезьянами, с обезьяной — возничим и сопровождающей его мартышкой?

Счастье продолжалось недолго. На двенадцатом году правления Эхнатона и Нефертити скончалась принцесса Макетатон. На стене усыпальницы, приготовленной в скалах для царской семьи, изображено отчаяние супругов. На ложе распростерта мертвая девочка. Рядом замерли родители — отец с заломленной над головой рукой, а другой рукой схвативший за руку жену, и мать, прижавшая руку к лицу, словно еще не верящая своей утрате. Пожилая нянька умершей рвется к телу любимицы, удерживаемая молодой служанкой. Сцена смерти Макетатон по силе переданных чувств, бесспорно, относится к шедеврам египетского рельефа. Вскоре скончалась и царица-мать Тейе.

Смерть Макетатон, по-видимому, стала переломным моментом в жизни Нефертити. У той, кого современники называли "красавицей, прекрасной в диадеме с двумя перьями, владычицей радости, полной восхвалений? преисполненной красотами" появилась соперница. Конечно, у каждого египетского царя было множество жен, однако разница в статусе между "великой царской супругой" и дамами из гарема была колоссальна. Именно с этого момента все внимание Эхнатона было сосредоточено на второстепенной супруге по имени Кийа. Возможно, Кийа не была египтянкой. Еще при Аменхотепе III в Египет в качестве "залога" политической стабильности в межгосударственных отношениях прибыла митаннийская принцесса Тадухеппа. Именно для нее, принявшей по традиции египетское имя, Эхнатоном был выстроен роскошный загородный дворцовый комплекс Мару-Атон. На изображениях пиров она, практически ставшая соправителем, иногда показана в короне царя! Вероятно, Кийа была матерью принцев Сменхкара и Тутанхатона, ставших мужьями старших дочерей Эхнатона и Нефертити.
А Тейе (мать фараона) сохранила свое могущество. На 12-м году правления Эхнатона ее изображали как лицо, по своему рангу превосходящее ее племянницу, — в двойной короне, в сопровождающих надписях именовали <Великой женой царя>, а ее шестилетняя дочь Бекетатон была названа <Царской дочерью его тела, любимой им>. В том же году Нефертити, разведенная или впавшая в немилость, исчезает с исторической сцены.
Между тем Нефертити оказалась в опале и провела остаток дней в одном из второстепенных дворцов столицы. Одна из статуй, обнаруженных в мастерской скульптора Тутмеса показывает Нефертити на склоне лет. Перед нами то же лицо, все еще прекрасное, но время уже наложило на него свой отпечаток, оставив следы утомленности годами, усталости, даже надломленности. Идущая царица одета в облагающее платье, с сандалиями на ногах. Утратившая свежесть молодости фигура принадлежит уже не ослепительной красавице, а матери шести дочерей, которая многое видела и испытала в своей жизни.

В чем же была причина неожиданной опалы Нефертити и крушения союза, любовь и взаимные чувства которого воспевались в десятках гимнов? Вероятно, основной проблемой царственной четы стало отсутствие сына, который мог бы унаследовать престол. Дочери Нефертити не обеспечивали надежность продолжения династической смены власти. В своем почти маниакальном желании иметь сына Эхнатон вступает в браки даже со своими дочерьми. Судьба посмеялась над ним: старшая дочь, Меритатон родила собственному отцу еще одну дочь — Меритатон Ташерит ("Меритатон-младшую"); одна из младших — Ахесенпаатон — еще одну дочь?

Однако триумф Кийи, родившей царю сыновей, был недолог. Она исчезает на шестнадцатом году правления супруга. Придя к власти, старшая дочь Нефертити — Меритатон, тотально уничтожила не только изображения, но и практически все упоминания о ненавистной обитательнице Мару-Атона, заменив их своими собственными изображениями и именами. С точки зрения древнеегипетской традиции, подобный акт был самым страшным проклятием, какое можно было осуществить: не только имя умершего стиралось из памяти потомков, но и его душа лишалась благополучия в жизни загробной.

В 1907 году в Фивах, в Долине царей, некрополе, где нашли свой последний приют величайшие владыки Египта, экспедицией археолога Айртона было сделано загадочное открытие. Каменные ступеньки вели в крохотную гробницу. Женский саркофаг, валявшийся на полу грубо вырубленной в скале комнаты, был частично открыт с одного бока. Над ним в нише стояли четыре канопы — сосуды для внутренностей, выполненные из сливочно-желтого алебастра. Маска саркофага была уничтожена, имена в надписях на нем — вырезаны. Рядом с саркофагом блистали золотом остатки погребального паланкина царицы Тейе, матери Эхнатона. Внутри саркофага находилась мумия молодого мужчины. Находка стала поводом для нескончаемой дискуссии. Сегодня можно с уверенностью утверждать, что тело, погребенное в гробнице принадлежало Сменхкара. Для кого же был приготовлен саркофаг? Кто была та женщина, чье красивое, несколько жестокое лицо с таким мастерством запечатлел на крышках каноп неизвестный скульптор? Кропотливые многолетние исследования показали, что первоначальной обладательницей сосудов была Кийа. Тело несчастной было выкинуто из саркофага, переделанного и использованного для погребения ее сына. Невероятный взлет и не менее страшный конец этой судьбы потрясает. А сколького мы не знаем!

Эхнатон скончался на семнадцатом году правления. Ему унаследовал Сменхкара, муж Меритатон, а спустя год, после загадочной смерти последнего, — совсем еще мальчик, двенадцатилетний Тутанхатон. Под влиянием фиванской знати Тутанхатон возрождает культы традиционных богов и покидает столицу своего отца, изменив имя на "Тутанхамон" — "Живое подобие Амона". Религиозная реформа рухнула и исчезла, как мираж пустыни.

Ахетатон был планомерно разрушен. Когда один из посланников царя вошел в скульптурную мастерскую Тутмеса, на полке рядом стояли два парных бюста Эхнатона и Нефертити. Видимо, от первого удара, пришедшегося по лицу Эхнатона, соседний бюст Нефертити упал в песок вниз лицом и остался нетронутым. Эхнатон и его время были прокляты. Официальные документы последующих эпох именовали его не иначе как "врагом из Ахетатона". О Нефертити забыли.

Анхесенпаатон, третья дочь Эхнатона и Нефертити, стала супругой юного Тутанхамона, изменив, подчиняясь "новой" идеологии, свое имя на Анхесенамон — "Живет она для Амона". Супруги-дети процарствовали всего шесть лет. Тутанхамон погибает при загадочных обстоятельствах. Анхесенамон, молодая девушка, воспитанная в неге и роскоши дворцов Ахетатона, вдруг решается на невероятный для египетской царицы шаг. В архиве города Хаттусы, столицы государства Хатти, на территории которого сейчас находится Турция, сохранилось письмо дочери Нефертити, написанное царю этой далекой страны: "?Мой муж умер. Слышала я, что у тебя есть взрослые сыновья. Пришли мне одного из них. Я выйду за него замуж, и он станет владыкой Египта". Анхесенамон помешало время. Спустя многие месяцы, царь Хатти согласился с беспрецедентным предложением египетской царицы и послал сына. Хеттский принц Заннанза был убит по дороге к своей призрачной будущей супруге, став причиной отнюдь не торжества, но египто-хеттской войны, которую остановила лишь страшная эпидемия чумы, разразившаяся в хеттском войске.

Имя Анхесенамон исчезает из истории, а престол Тутанхамона унаследовал Эйе, отец Нефертити, занимавший в это время важнейшие государственные посты. Возможно, косвенное последнее упоминание о Анхесенамон, самое трогательное из всех, было обнаружено в 1922 году при раскопках знаменитой гробницы Тутанхамона: змея и коршун — символы царской власти на лбу одного из золотых саркофагов царя были оплетены маленьким скромным венком из полевых васильков?

Мутноджемет, младшая сестра Нефертити, спустя несколько лет ставшая царицей, супругой фараона Хоремхеба, отнюдь не стремилась упоминать о своем происхождении и старшей сестре — супруге "фараона еретика". Удивительно, с Мутноджемет повторилась история Нефертити: царица тщетно пыталась родить фараону сына-наследника. Однако вырождение царского дома было налицо. Его результат ужасает: то, что осталось от тела Мутноджемет, было обнаружено вместе с мертворожденным ребенком; супруга Хоремхеба скончалась при тринадцатой (!) попытке родить наследника престола.

Неизвестно, как закончила дни сама Нефертити. Ее мумия не найдена. Один из археологов, ряд лет возглавлявший раскопки в Ахетатоне, пишет, что среди местных жителей существует рассказ о том, что в конце XIX века группа людей спустилась с гор, неся золотой гроб; вскоре после этого у антикваров появилось несколько золотых вещей с именем Нефертити. Проверить эти сведения не удалось. По-прежнему неизвестно, действительно ли было найдено погребение великой царицы древности. Развалины Ахетатона вновь практически забыты; и так редкие здесь туристы совсем исчезли из-за волнений исламских фундаменталистов в близлежащем городе эль-Минья.

Добавлено спустя 7 минут 40 секунд:
Использован материал сайтов
http://www.peoples.ru/state/king/egypt/nefertiti/
http://egypt-info.ru/interesting/who_is ... rtiti.html
http://www.port-folio.org/2004/part898.htm

Добавлено спустя 45 минут 19 секунд:
Вот такая история женской судьбы… Так, что не родись красивой… Потому, что даже если ты — Нефертити, твоя красота может сделать тебя царицей, но вряд ли сделает тебя счастливее :cry:
Сайт "ЕГБИО" - http://egebio.ru/
Аватара пользователя
Елена Шишловская
Хозяйка
Сообщения: 1153
Зарегистрирован: 28.07.2007, 12:08
Контактная информация:

Непрочитанное сообщение Елена Шишловская »

Прочитала три небольшие книги разных авторов (но из одной серии) про Эхнатона, Нефертити и Тутанхамона. Некоторые моменты там интерпретированы не так, как в этой статье. Но менее трагичной эта история (или этот период истории) не становится :(
Аватара пользователя
Сalypso
Любимая систер
Сообщения: 230
Зарегистрирован: 12.08.2007, 22:58
Откуда: Спб

Непрочитанное сообщение Сalypso »

Ленчик с Днюшкой :larec :phone_flow :kuvshin :belka А статью я потом прочитаю, я такое тоже люблю!!! Чмоки чмоки

Добавлено спустя 2 часа 34 минуты 18 секунд:
Zajka писал(а):столицу Египта Арман
Амарну- умняга ты моя :х!: :{O}:

Добавлено спустя 50 минут 28 секунд:
Zajka писал(а):"супруга Бога"
Это был очень важный титул, с помощью него женщины в плотную подбирались к власти! Но после смерти великой Царицы Хадшебсуд этот титул был упразднен ее приемником и было стерто в истории ее имя
Zajka писал(а):С точки зрения древнеегипетской традиции, подобный акт был самым страшным проклятием, какое можно было осуществить: не только имя умершего стиралось из памяти потомков, но и его душа лишалась благополучия в жизни загробной.
, и только спустя столетия археологи раскопали гробницу Хадшебсуд в долине Де иль Бахри и узнали правду. Титул в последствии востановили, из корыстных побуждений, имя фараона я не помню- он был нубиец,женившись на Египетской принцессе он таким образом узаконил свое положение на троне( а без титула"жена бога" принцесса была не кем :sm246 )
Zajka писал(а):Тутанхамон погибает при загадочных обстоятельствах.
его убил его военоначальник, подрезал там че го то на колеснице, а так как Тутанхомон не отличался сильным здоровьем- слабый позвоночник в области крепления с головой, так что даже незначительный толчок был бы с летальным исходом. А письмо она писала, пото му что этот самый военный( по совместительству ее дед) хотел на ней жениться, дабы законно стать фараоном.
Кто боится одиночества, тот не уважает собственного общества
Аватара пользователя
Елена Шишловская
Хозяйка
Сообщения: 1153
Зарегистрирован: 28.07.2007, 12:08
Контактная информация:

Непрочитанное сообщение Елена Шишловская »

Сalypso писал(а):Амарну
Амарну, конечно. Тель-Амарна
Сalypso писал(а):его убил его военоначальник, подрезал там че го то на колеснице,
Тут тайна покрытая мраком.
Сайт "ЕГБИО" - http://egebio.ru/
Аватара пользователя
Сalypso
Любимая систер
Сообщения: 230
Зарегистрирован: 12.08.2007, 22:58
Откуда: Спб

Непрочитанное сообщение Сalypso »

Zajka писал(а):Тут тайна покрытая мраком.
Ты отстала от жизни и от науки, это давно не тайна, есть ряд статей и книг , к сожалению я не могу тебе их перечислить, так как на лекциях про источники я слушала в пол уха. Ну так вот, было два претендента на роль убийцы Тута, и путем криминалистического исследования и долгой , кропотливой исторической и искусствоведческой работы было доказано настоящее имя убийцы. А те книжки что ты читаешь, это псевдо научный треп с претензией на достоверность, а самое главное, зачастую авторам просто влом перелопатить гору литературы, посидеть в архивах, побывать на месте с группой ученых, они пишут свое субъективное мнение рассчитывая на определенную группу читателей.
Кто боится одиночества, тот не уважает собственного общества
Аватара пользователя
Елена Шишловская
Хозяйка
Сообщения: 1153
Зарегистрирован: 28.07.2007, 12:08
Контактная информация:

Непрочитанное сообщение Елена Шишловская »

Сalypso писал(а):А те книжки что ты читаешь, это псевдо научный треп с претензией на достоверность, а самое главное, зачастую авторам просто влом перелопатить гору литературы, посидеть в архивах, побывать на месте с группой ученых, они пишут свое субъективное мнение рассчитывая на определенную группу читателей.
Согласна с тобой абсолютно. В наших книгах - все как ты сказала. В западных - все ...как то не так
Сalypso писал(а):было доказано настоящее имя убийцы.
Да переемник его - Эйе небось и был заказчиком...
Сalypso писал(а):Ну так вот, было два претендента на роль убийцы Тута, и путем криминалистического исследования и долгой , кропотливой исторической и искусствоведческой работы было доказано настоящее имя убийцы.
Тут сама понимаешь дело усложняется не только тем, что далеко во времени, но и тем,что еще тогда все первоисточники постарались уничтожить...Логически конечно оправдано. что его именно грохнули
Сайт "ЕГБИО" - http://egebio.ru/
Аватара пользователя
Сalypso
Любимая систер
Сообщения: 230
Зарегистрирован: 12.08.2007, 22:58
Откуда: Спб

Непрочитанное сообщение Сalypso »

Zajka писал(а):Эйе
Да, тот самый. Это понятно что очень далеко, но сейчас возможности западных ученых продвинулись известно даже кто умертвил Александра Македонского, а самое главное как! Все на уровне днк. И с Тутом тоже самое, сейчас очень многое раскопали. восстановили и тд. и тп.
Кто боится одиночества, тот не уважает собственного общества
Ответить