Страница 1 из 1

Удивительная палеонтология. К. Ю. Еськов

Добавлено: 01.02.2008, 23:27
Автор: Елена Шишловская
Рисунок

ЧИТАТЬ

Синтезируя большое количество сведений из самых разных областей науки, автор книги, ученый-палеонтолог и известный писатель, создает целостную картину эволюции биосферы Земли.

Книга предназначена для всех, кому интересно побывать на «научной кухне», научиться понимать механизмы развития жизни и узнать, как менялась наша планета на протяжении миллиардов лет.

РЕЦЕНЗИЯ на книгу К. Ю.Еськова «История Земли и жизни на ней»

Книга К.Ю.Еськова – уникальное произведение, не имеющее себе равных ни в отечественной, ни в мировой литературе. В очень ясной, краткой, популярной и интересной форме перед читателем развертывается захватывающая панорама развития нашей планеты, зарождения и эволюции жизни на ней. Поражает обилие сведений из самых разных областей науки, – тут и геология, и термодинамика, и метеорология, и экология, и цитология, и ботаника, и зоология, и палеонтология и многое другое. И все это увязано вместе, факты из одной области дополняют сведения из другого раздела науки, и на этой основе сделаны интереснейшие и неожиданные выводы. Широта подхода автора и в то же время обилие точных и проверенных сведений настолько поражают, что невозможно представить, что все это сделано одним человеком. Пока я не познакомился с автором лично и не убедился, что это конкретное лицо, я был абсолютно уверен, что К.Ю.Еськов – это псевдоним коллектива авторов, как, например, в математике есть коллективный псевдоним «Николай Бурбаки». Каково же было мое удивление, когда оказалось, что автор – это один человек, да еще и живущий с нами в одно время (как-то привыкаешь считать, что все классики уже умерли). Книга К.Ю.Еськова – это настоящий шедевр научно-популярной литературы, которую одинаково интересно читать и школьнику и академику. Ее можно читать как увлекательную литературу для отдыха, а можно всерьез использовать для настоящей научной работы. Я сам, например, использовал эту книгу для написания статей в научных академических журналах и ссылался на нее в серьезных отечественных и иностранных публикациях. В то же время, и это важно подчеркнуть, книга К.Ю.Еськова – замечательное учебное пособие для школьников, учителей и студентов. Огромное достоинство книги – очень простой, образный и легко запоминающий стиль изложения. Такая книга понятна всем.

Книга К.Ю.Еськова была опубликована небольшим тиражом, очень быстро разошлась, и купить ее в магазинах невозможно. Я сам взял эту книгу у своего товарища почитать и «заиграл», я просто не могу с ней расстаться, она мной зачитана и замусолена так, что уже неприлично отдавать назад в таком виде. Поэтому новое издание книги К. Ю. Еськова «История Земли и жизни на ней» настоятельно необходимо, ее с нетерпением ждут читатели.

Член-корреспондент РАН,
профессор В.В.Малахов
29 января 2004 г.

От автора

Рисунок

Цель настоящего учебного курса мне видится в том, чтобы у ученика возникла максимально целостная картина функционирования биосферы Земли в процессе ее исторического развития.

Между тем одно из положений теории систем гласит: систему невозможно оптимизировать по двум независимым параметрам одновременно; в частности, добиваясь целостности рисуемой картины, неизбежно приходится жертвовать ее детальностью, или наоборот. Попытка запихнуть в голову ученика побольше конкретных фактов в отсутствие некоей обобщающей концепции неизбежно приведет нас к созданию ухудшенной копии старого университетского курса палеонтологии – унылого мартиролога вымерших организмов, который по сдаче экзамена следует забыть, как страшный сон. Именно поэтому во многих случаях я вполне сознательно жертвовал палеонтологической и геологической конкретикой в пользу теоретических (иногда к тому же – в достаточной степени умозрительных) обобщений.

Поскольку учебный курс этот предназначен не для «среднестатистического школьника», а для людей, собирающихся связать свою судьбу с наукой, есть смысл по мере возможности демонстрировать здесь всю «научную кухню»: ход рассуждений, приведших исследователя к обсуждаемым выводам, историю борьбы различных теорий, и т. д. При этом я старался честно указывать на слабые стороны не только прошлых, но и ныне господствующих научных концепций; кое-кому это, возможно, покажется «подрывом авторитета науки в глазах школьника», но я думаю иначе. Выбирая форму изложения, я постарался приблизить ее (насколько это возможно) к реальному научному тексту – пускай приучаются.

Эйнштейн как-то заметил (вполне справедливо), что если ученый не в состоянии объяснить ребенку суть своей работы на доступном для того уровне, это свидетельствует о его профессиональной непригодности. Все так, однако по ходу обсуждения у нас иногда будет возникать необходимость обращаться к знаниям, накопленным в иных, чем палеонтология, областях (они излагаются в специальным образом обозначенных «вставных» главах, предназначенных лишь для желающих). Честно говоря, я никак не могу поручиться, что мое изложение, к примеру, принципов неравновесной термодинамики, которая, разумеется, не входит в сферу моих профессиональных занятий, будет достаточно квалифицированным, и уж тем более – доходчивым.

Хочу также предупредить, что в ряде случаев я буду излагать факты и обобщения последних лет, которые в принципе могут быть названы «недостаточно проверенными» или, во всяком случае, «необщепринятыми». По этому поводу придется заметить, что в палеонтологии с «общепринятостью» концепций дела вообще обстоят неважно; вероятно, это общая черта всех наук, имеющих дело с событиями прошлого, – ведь в них прямо подтвердить или опровергнуть некую теорию можно, лишь имея в своем распоряжении пресловутую машину времени. В этой связи мне кажется уместным изложить одну назидательную историю, коей я сам был свидетелем.

Несколько лет назад в Палеонтологическом институте Академии Наук, где я имею честь работать, проходила научная конференция, посвященная климатам прошлого. Присутствовал весь цвет отечественной палеонтологии (а поскольку в этой области Россия, как ни странно, продолжает оставаться одним из признанных лидеров, – то и мировой, соответственно, тоже). При разработке представленных на ней палеоклиматических реконструкций были мобилизованы все возможности современной науки – от тончайшего геохимического и радиоизотопного анализа до новейших методов компьютерного моделирования. Когда дело дошло до обсуждения докладов, на трибуну вышел профессор N, известный едкостью своих оценок, и начал так:
– Глубокоуважаемые коллеги! Я категорически настаиваю на том, что Земля круглая. (Легкий шум в зале.) Я настаиваю также на том, что Земля вертится, а ось ее вращения наклонена относительно плоскости эклиптики. Из этих трех обстоятельств следует, как вам должно быть известно из курса географии для шестого класса средней школы, существование экваториально-полярного температурного градиента, западного переноса в атмосфере и смены времен года. (Шум в зале сменяется полной тишиной.) Так вот, обращаю ваше внимание на то, что в подавляющем большинстве из представленных здесь палеоклиматических реконструкций нарушается по меньшей мере одно из этих исходных условий...

Вряд ли в палеонтологии можно найти реконструкцию, по поводу которой между специалистами наблюдалось бы должное единодушие. И можно сколь угодно глубоко сопоставлять различные точки зрения, основываясь и на литературе, и на личных оценках специалистов в данной области, однако конечный выбор – и сопряженная с ним моральная ответственность – в итоге все равно ложится на плечи составителя курса. Главное же при таком выборе, как я полагаю, – это не забывать хотя бы о том, что «Земля круглая» – и так далее...