Раздел 6 — Маски

1. Элементарное маскирование

Маски, используемые нами в Producer, делают то же самое, что делают настоящие маски в жизни: скрывают некоторые части и показывают другие. Маска Хэллоуина может скрыть нос человека, щёки и лоб, оставив при этом открытыми глаза и рот. Маски в Producer могут использоваться для этих же целей и для многих других.

Рамки и маски поначалу часто путают между собой. Рамкой, в её наиболее распространённой форме, является изображение с прозрачной областью, сквозь которую мы можем видеть нижележащий слой (рисунок 1).


Рисунок 1

Маски интереснее рамок, обладают большими возможностями, и могут выполнять свою задачу, даже не будучи видимыми.

Полутоновое маскирование

Базовая маска 1

  1. В графическом редакторе создайте полностью чёрное изображение.
  2. Посреди всей этой черноты создайте круг, квадрат или другую фигуру по своему выбору, заполнив её белым цветом.
  3. Сохраните изображение и перейдите в Producer.
  4. Перетащите любую фотографию в слайд.
  5. Теперь перетащите в этот же слайд созданный ранее чёрно-белый рисунок (при перетаскивании удерживайте клавишу Ctrl).
  6. Откроете параметры слайда и перейдите на страницу «Слои → Параметры слоёв». Выберите слой с созданным ранее чёрно-белым изображением (это должен быть слой 1), и включите опцию «Маскирующий слой» (или щёлкните по чёрно-белому слою правой кнопкой мыши и выберите команду «Использовать как маску»).
  7. Убедитесь в том, что в выпадающем списке «Тип маски» выбран полутоновый тип.
  8. Посмотрите результат в окне предварительного просмотра слайда.


Вы только что создали маску. В тех местах, где маска имеет белый цвет, отображается нижележащий слой, а где она чёрная — там отображается третий слой. Поскольку фактического третьего слоя нет, фон (по существу работающий как слой) подсказывает, где маска имеет чёрный цвет.

Слой 1 — маска Слой 2 — изображение Результат

Базовая маска 2

  1. Теперь перейдите на страницу «Слайд → Фон слайда» и выберете опцию «Отменить значение фона презентации».
  2. Выберете любой цвет, кроме чёрного. Например, красный.
  3. Посмотрите в окно предварительного просмотра. То, что было чёрным, стало красным.

Слой 1 — маска Слой 2 — изображение Результат

Базовая маска 3

  1. Перетащите ещё одну фотографию в слайд.
  2. На странице «Слои → Параметры слоёв» выберите эту фотографию, и с помощью нажатия кнопки со стрелкой вниз установите её в качестве третьего слоя.
  3. Посмотрите в окно предварительного просмотра. Вы увидите, что третий слой стал видимым в тех местах, где маска имеет чёрный цвет.

Слой 1 — маска Слой 2 — изображение Слой 3 — изображение Результат

Базовая маска 4

  1. К настройкам, сделанным для базовой маски 3, ещё одну фотографию.
  2. На странице «Слои → Параметры слоёв» выберите эту фотографию, и с помощью нажатия кнопки со стрелкой вниз установите её в качестве третьего слоя.
  3. Затем нажмите кнопку со стрелкой вправо. Это действие сделает фотографию ещё одним маскируемым слоем.
  4. Посмотрите в область предварительного просмотра.


Вы можете заметить, что внешне ничего не изменилось, поскольку слой 2 закрывает собой слой 3. Вы можете легко исправить это с помощью единственного изменения в ключевом кадре. Перейдите на страницу «Эффекты → Движение», выберите слой 2, и передвиньте второй (в нашем случае он последний) ползунок ключевого кадра влево так, чтобы он оказался примерно на середине шкалы времени. После этого примерно в середине воспроизведение слайда слой 2 будет сменён слоем 3.

Использование полутонового канала

Полутон — это не чёрный и не белый цвет, а их смесь. Это означает, что должна быть смесь маскированного слоя и первого слоя за пределами маски. Сквозь более светлый полутон маскированный слой виден лучше, а сквозь тёмный полутон маскированный слой виден хуже, но лучше виден первый слой маски. Таким образом, если белая фигура, используемая в вышеприведённых примерах, не имеет отчётливо выраженных краёв, но вместо этого имеет размытые границы с плавными переходами от белого цвета к чёрному, то маскированный слой вдоль этих границ будет плавно переходить в первый слой за пределы маски, создавая более сглаженные границы.

2. Альфа-маскирование

Альфа-маска работают точно так же, как и полутоновая маска, за исключением того, что там, где альфа-маска непрозрачна (цвет не имеет значения) будет виден маскированный слой, а там, где альфа-маска прозрачна, будет виден слой, лежащий ниже маскированного. Другими словами:

Полутоновая маска Альфа-маска
Белый цвет Непрозрачный
Чёрный цвет Прозрачный
Серый цвет Полупрозрачный

3. Практический пример альфа-маскирования

Создайте четырёхпанельное «окно» с использованием 8 слоев и 4 масок.

  1. Возьмите любое изображение и продублируйте его сем раз, создав в общей сложности 8 слоёв.
  2. Сделайте все нечетные слои альфа-масками.
  3. Измените масштаб всех нечётных слоёв до 25% (в начале и в конце).
  4. Установите значения координат первой маски 25 и 25.
  5. Установите значения координат второй маски -25 и -25.
  6. Установите значения координат третьей маски - 25 и 25.
  7. Установите значения координат четвёртой маски 25 и -25.
  8. Установите продолжительность слайда 3 секунды с конечным переходом плавного появления.


Попробуйте изменить конечный масштаб от 25 до 50% на всех четырёх слоях-масках так, что они будут расширяться до тех пор, пока не раскроется вся фотография. При увеличении масштаба до 100% на всех четырёх слоях-масках окна будут закрываться быстрее.

4. Четыре способа создания масок в Producer

  1. На странице «Слои → Редактирование» используйте опцию «Цвет», чтобы преобразовать изображение в полутоновое. Настройте чёрную и белую точки, а также контрастность для получения наилучшего соотношения оттенков чёрного и белого в маске. Установите полутоновую маску.
  2. Добавьте к изображению цветной слой, установите его размер с помощью координат x и y, а затем сделайте из этого слоя альфа-маску.
  3. Добавьте к изображению слой градиента с прозрачностью, выбрав его стиль и отрегулировав ползунками форму и желаемую степень прозрачности. Сделайте слой альфа-маской.
  4. Сделайте то же самое, что и с градиентным слоем, но выберите градиентный слой без прозрачности, и сделайте его полутоновой маской (результат будет нагляднее, если в градиенте будут присутствовать только чёрные и белые цвета).

Примечание
Любая из вышеописанных и созданных вами масок может быть сохранена в папке масок (или в любой другой) путём просмотра слайда с маской в полноэкранном режиме: в предварительном просмотре щёлкните правой кнопкой мыши, и выберите команду «Запись кадров». Или используйте клавишу «Print Screen» для копирования отображаемого на экране изображения в буфер обмена. Откройте графический редактор, создайте новый документ, вставьте изображение, находящееся в буфере обмена, выровняйте слои, а затем сохраните изображение с желаемым разрешением и в нужном формате.

5. Эффект прожектора

Светлое пятно движется над изображением, освещая при этом части, над которыми оно проходит. Всё, что находится за пределами пятна, затемнено.

Настройка

  1. Слой 1 — маска, представляющая собой белый круг со сглаженными краями на чёрном фоне. Сделайте эту маску полутоновой.
  2. Слой 2 — фотография со стопроцентной непрозрачностью и маскируемая слоем 1.
  3. Слой 3 — копия вышеуказанной фотографии с сорокапроцентной непрозрачностью, и установленная за пределами маски.
  4. Для подсветки различных областей фотографии создайте нужные движения светлого круга на странице «Эффекты → Движение».

6. Маски-слова

  1. Добавьте пустой слайд.
  2. Дважды щёлкните по нему и перейдите на страницу «Надписи → Параметры».
  3. Напишите слово крупным, толстым шрифтом белого цвета и нажмите кнопку «ОК».
  4. Щёлкните по только что созданному слайду со словом, и вручную воспроизведите его на шкале времени, пока не появится слово.
  5. Щёлкните правой кнопкой мыши в окне предварительного просмотра.
  6. Выберете команду «Запись кадров» и сохраните слайд в файл.
  7. Перейдите в список папок, найдите этот файл и вставьте его в новый файл презентации.
  8. Дважды щёлкните по нему и перейдите на страницу «Слои → Параметры слоёв».
  9. Выделите слой с надписью и установите его в качестве маски.
  10. Добавьте фотографию за этим слоем-маской.

Пример 1

Эти инструкции демонстрируют, как создать на переднем плане прозрачную надпись, через которую просматривается фон, медленно изменяющий свою прозрачность до полного отображения основного изображения.

  1. Вставьте изображение в слайд.
  2. Задайте его продолжительность 18 секунд, а переходы между этим слайдом сделайте по одной секунде.
  3. Выполните двойной щелчок по слайду и перейдите на страницу «Слои → Параметры слоёв».
  4. Добавьте ещё один слой к этому слайду — сплошной чёрный цвет.
  5. Затем перейдите на страницу «Надписи → Параметры» и создайте надпись, используя крупный жирный шрифт.
  6. Все три текстовых поведения (появление, обычное состояние и скрытие) не должны иметь эффектов (то есть, установлены в «Нет»).
  7. Перейдите на страницу «Эффекты → Движение».
  8. Для слоя 1 (чёрного цвета) установите 5 ключевых кадров:
    1. Ключевой кадр 1 = 0.00
    2. Ключевой кадр 2 = 5.00
    3. Ключевой кадр 3 = 12.00
    4. Ключевой кадр 4 = 17.00
    5. Ключевой кадр 5 = 20.00
  9. На странице «Эффекты → Коррекция» Установите начальную и конечную непрозрачность слоя 1 следующим образом:
    1. Участок между ключевыми кадрами 1 — 2 = 100/100
    2. Участок между ключевыми кадрами 2 — 3 = 100/18
    3. Участок между ключевыми кадрами 3 — 4 =18/0
    4. Участок между ключевыми кадрами 4 — 5 = 0/0
  10. Вновь перейдите на вкладку «Надписи → Параметры» и установите флажок «Использовать текстуру на надписи».
  11. В качестве текстуры выберите то же изображение, которое находится в слое 2.
  12. В качестве заполнения текстуры выберите опцию «Заполнить кадр» и нажмите кнопку ОК.

Пример 2 (движущаяся маска-слово, использующая 2 изображения)

  1. Используйте вышеописанный метод или в графическом редакторе создайте маску-слово с прозрачным фоном.
  2. Поместите три слоя в слайд:
    1. Слой 1 = маска-слово
    2. Слой 2 = изображение 1
    3. Слой 3 = изображение 2
  3. Сделайте первый слой прозрачной альфа-маской.
  4. Перейдите на страницу «Движение» и создайте любые движения для слоя 1. В этом случае слой 2 станет заполнителем букв, а общим фоном слайда будет слой 3.

Или

Следуйте инструкциям, приведённым в первом примере, но поставьте флажок «Обратить». В этом случае заполнителем букв будет слой 3, а фоном — слой 2.

Пример 3 (обычно надписи могут отображаться только на верхних слоях, но…)

  1. Создайте надпись посреди пустого слайда и сохраните её в формате JPG.
  2. Перетащите это изображение в новый слайд (впоследствии это изображение станет слоем 3).
  3. Перейдите на вкладку «Слои» и добавьте ещё одно изображение (оно станет слоем 2).
  4. Добавьте слой градиента (маску с линейным типом). Это будет слой 1.
  5. Добавьте желаемые движения в слой 3.

7. Катящийся шар с тенью

Если шар катится перед вами слева направо, то тень на нижней части шара остается на месте, поскольку направление света не меняется. Для создания такого эффекта в Producer используется маска с соответствующей тенью. Поскольку изображение шара вращается, а маска нет, то затенённая часть шара остаётся в нижней части шара.

В графическом редакторе

  1. Вырежьте по контуру изображение реального шара (без теней), или создайте простую форму шара на прозрачном фоне, добавив по желанию художественное оформление к шару. Сохраните изображение.
  2. Сохраните это же изображение под другим именем с помощью команды «Сохранить как», добавив к имени файла слово «Mask».
  3. Закрасьте или залейте шар белым цветом.
  4. Залейте прозрачную зону чёрным цветом.
  5. Объедините слои с изображением.
  6. Для создания затенённой области используйте градиент:
    1. Выделите белую область с коэффициентом размытия не менее 50.
    2. Обратите выделение и переместите его так, чтобы область шара, которая должна быть затенена, находилась внутри области выделения.
    3. Теперь создайте градиент с непрозрачностью 40%, и проделайте несколько проходов создания градиента под разными углами.
  7. Сохраните получившееся изображение.

Перейдите в Producer

  1. Добавьте изображение шара в слайд.
  2. Установите вращение шара и его панорамирование на экране.
    • Вращение: при движении слева направо начните с угла вращения -360 градусов в ключевом кадре 1. При движении справа налево начните с угла +360 градусов.
    • Панорамирование: сохраните вертикальное панорамирование одинаковым в первом и втором ключевом кадре.
  3. Создайте копию слоя.
  4. Удалите вращение из слоя 1.
  5. Замените слой 1 изображением маски.
  6. Сделайте слой 1 полутоновой маской.


Установите продолжительно слайда в зависимости от того, с какой скоростью должен вращаться шар. Попробуйте устанавливать разные продолжительности с целью подбора самой оптимальной на ваш взгляд.

8. Эффект увеличительного стекла (лупы)

  1. Найдите (или сами сфотографируйте) фотографию лупы.
    1. При фотографировании лупы убедитесь в том, что она находится на очень контрастном фоне.
    2. В графическом редакторе обрежьте лупу строго по контуру. Даже стеклянная часть лупы должна быть удалена.
    3. Оставив обрезанную часть на прозрачном фоне, сохраните лупу в файл PNG.
  2. Также в графическом редакторе создайте маску по форме и размерам идентичную стеклянной части лупы.
    1. Прежде, чем сделать это, выберите команду «Сохранить как» и сохраните изображение лупы под другим именем, чтобы случайно не пересохранить его маской.
    2. Выделите круглую область, где было стекло лупы, и залейте её белым цветом.
    3. Обратите выделение и залейте остальную часть чёрным цветом.
    4. Объедините слои и преобразуйте изображение в полутоновое в целях уменьшения размера файла.
    5. Не обрезайте изображение! Оно должно иметь те же размеры, что и изображение лупы.
    6. Сохраните изображение в файл PNG.
  3. Откройте Producer и перетащите в слайд фотографию, подлежащую увеличению. Сделайте продолжительность слайда не менее 20 секунд.
  4. Сделайте копию изображения и увеличьте масштаб продублированного изображения примерно на 200%.
  5. Добавьте созданную ранее маску.
  6. Порядок слоёв будет следующим:
    1. Слой 1 = Маска
    2. Слой 2 = Увеличенное изображение
    3. Слой 3 = Исходное изображение
  7. Выберете слой 1 и сделайте его полутоновой маской.
  8. Используя необходимое количество ключевых кадров, подвигайте маску по изображению так, как вы хотели бы, чтобы она двигалась в итоговом слайде, не забывая приостанавливать движение каждый раз, когда вы хотите, чтобы увеличенное изображение оставалось на экране.
  9. Установив все нужные настройки движения, щёлкните правой кнопкой мыши по слою-маске и создайте его копию.
  10. Щёлкните правой кнопкой по дубликату (слой 1) и выберете команду для замены этого изображения изображением контура лупы. Это даст следующее:
    1. Изображение лупы разместится в слое 1, где она и должна быть.
    2. Изображение будет содержать все настройки движения, созданные для маски, поэтому вам не придется ничего настраивать вручную.
  11. Сделайте предварительный просмотр слайда и при необходимости отрегулируйте время и переходы.

Ниже показаны исходное изображение и то, что из него получилось в конечном итоге

Варианты: необязательно использовать изображение лупы. Вместо неё можно использовать картинные рамы, очки, монокль, и многое другое.

Примечания

  • Изображения, которые вы будете использовать для получения описанного эффекта, будут отличаться между собой. Поэтому вам придётся самостоятельно вносить изменения в настройки движения и масштабирования. Иными словами, приведённые выше инструкции могут быть не более чем общим руководством.
  • Вы можете столкнуться с необходимостью добавления небольшого движения к слою с увеличенным изображением, особенно при использовании фотографий групп людей, например, фотографии класса. Это вызвано тем, что увеличенное изображение лица, видимое через лупу, должно располагаться в том же месте, что и это же лицо на основной фотографии.
  • Вы можете добавить тень возле лупы, которая будет перемещаться по экрану вместе с лупой.
← Раздел 5 — Надписи В начало страницы ↑ Раздел 7 — Переходы →